Масонские
символы окружали будущего главу Национального банка Украины в течение
пяти лет. Ровно столько Владимир Стельмах провел на Острове свободы, в
1980-х трудясь советником министра-президента Национального банка Кубы.
Кубинские впечатления г-на Стельмаха - одно из звеньев цепочки,
связывающей масонов, НБУ и украинские деньги. Кто и почему поставил
масонский символ на украинской банкноте? В один из гаванских отелей в январе 2010 года съехались сотни людей в
черных костюмах. Внешне они походили на представителей деловых кругов,
прибывших пообщаться в неформальной обстановке. Однако присутствующих
собрал интерес совершенно другого рода. Каждый из них получил письмо с
приглашением отпраздновать столетие существования масонства на Острове
свободы. «Братьев» со всего мира пышно принимали на Кубе в течение двух
недель.
Щедрость организаторов торжества поразила приезжих, наслышанных о
бедности кубинских жителей. И это не единственный парадокс тамошнего
масонства. Самое удивительное, что его деятельности никогда не мешал
социалистический строй. В советские времена Куба оставалась единственной
социалистической республикой, где легально действовал орден масонов.
Залог долгожительства кубинских «каменщиков» связывают с тем, что родной
брат и преемник Фиделя Кастро Рауль долгое время руководил ложей
Острова свободы.
Так что кубинцы привыкают к существованию ордена с первых дней жизни.
На фоне скромной жилой застройки здесь характерно выделяются ухоженные
здания масонских храмов. А символика ложи давно стала частью
национального колорита Кубинской республики. Циркуль с треугольником
повсеместно украшает здешнюю архитектуру и предметы быта. Эти символы
окружали будущего главу Национального банка Украины в течение пяти лет.
Ровно столько Владимир Стельмах провел на Острове свободы, в далеких
1980-х трудясь советником министра-президента Национального банка Кубы.
Кубинские впечатления г-на Стельмаха — одно из звеньев цепочки,
связывающей масонов, НБУ и украинские деньги. Итак, кто и почему
поставил масонский символ на украинской банкноте?
Скандальная «пятисотка»
15 сентября исполняется четыре года, как на украинских деньгах
появился «масонский след». С того дня на каждого обладателя
пятисотгривенной купюры смотрит глаз в треугольнике. Символ,
напоминающий «Лучезарную Дельту» «вольных каменщиков», подогрел слухи о
масонском заговоре в украинской политике. Ни одна банкнота, выпущенная
до этого, на связь создателей украинских денег с таинственными
братствами не намекала.
На этот нюанс успел намекнуть Александр Мороз, к тому времени
«разоблачивший» высокопоставленных украинских масонов. По иронии судьбы
глава НБУ оказался в их числе. Владимир Стельмах был награжден тем самым
Орденом Св. Станислава, за которым по ошибке закрепился «бренд»
современного украинского масонства, с целым ворохом нелестных
стереотипов.
Так что, подписывая дизайн «пятисотки», председатель Нацбанка имел
веские основания предчувствовать очередной «масонский скандал». Но
предпочел обойтись без публичных объяснений. А центробанк ограничился
лаконичной заметкой на официальном сайте. Дескать, таинственный
треугольник имеет непосредственное отношение к философским работам
главного героя банкноты — Григория Сковороды.
Этого оказалось явно недостаточно, чтобы усыпить подозрительность
прессы. Многозначительное молчание главного банкира разожгло интерес к
банкноте настолько, что вместо инсайдерской информации о курсе гривни к
нему начали обращаться с вопросом о треугольнике. Экс-зампред НБУ Сергей
Яременко при случае также поинтересовался у бывшего шефа загадочным
символом: «Я задавал вопрос Владимиру Стельмаху, почему на нашей купюре
появился этот знак, на что он мне не ответил. Усмехнулся и все. Думаю,
что он не только утверждал этот символ, но и способствовал тому, чтобы
он присутствовал на деньгах».
Шанс поставить противоречивый знак на самой крупной украинской
банкноте был еще у второго руководителя НБУ Вадима Гетьмана. При нем
разрабатывались первые варианты дизайна «пятисотки». К тому времени
парламент утвердил Григория Сковороду в качестве героя «резервных»
пятисот гривен. А Василий Лопата, художник, создававший портреты для
первых современных денег, предложил свой эскиз этой купюры.
На ней, помимо украинского философа, читающего книгу, и здания
Киево-Могилянской академии, изображены лист бумаги, перо с чернильницей и
свеча. Но нет и намека на «Всевидящее око». Впрочем, пятисотенная
купюра Василия Лопаты так и не была напечатана. В отличие от всех
банкнот меньших номиналов, которые увидели свет задолго до их
официального внедрения в обращение.
Нардеп-бютовец Сергей Терехин входил в комиссию по разработке первых
украинских денег: «Первые гривни печатались в Канаде, руководил
процессом председатель НБУ Вадим Гетьман. Тогда были напечатаны все
купюры номиналом до 200 грн. Но 200 грн. были спрятаны по совету
иностранных экспертов, чтобы не вызывать инфляционные ожидания, и
введены в обращение значительно позже. А 500 грн. тогда даже не
печатали».
Работа над дизайном «пятисотки» в ее современном виде стартовала
только в феврале 2006 г. Купюру обсуждали и утверждали девять месяцев. К
тому времени круг лиц, причастных к разработке, заметно сократился.
Геральдист Алексей Руденко, автор портрета Ивана Мазепы на десяти
гривнях и многочисленных эскизов для других купюр, — один из тех, кто
постепенно был отлучен от сотрудничества с центробанком в вопросах
разработки банк нот.
По его словам, Нацбанк мотивировал это тем, что сторонние художники
не могут иметь доступа к секретной информации о защите купюр. «Закон об
НБУ (1999 г.) написан так, что процесс разработки банкнот фактически
никто не контролирует, кроме самого Национального банка, — поясняет г-н
Руденко. — Соответственно, решения в области создания новых купюр и
редизайна старых принимаются только на уровне НБУ. Члены Союза
художников, не входящие в штат Нацбанка, практически отлучены от работы
над купюрами». Этим засекречивание истории разработки банкнот не
закончилось.
Из соображений безопасности те, кто до недавних пор имел
непосредственное отношение к созданию украинских денег, сейчас по
собственной инициативе уничтожают личные архивы. По крайней мере, такие
признания пришлось слышать «ВД» во время поисков ответа на вопрос, кто
поставил треугольник с глазом на пятистах гривнях.
Круг посвященных
Ключ к разгадке происхождения масонского знака на гривне находится на
окраине Киева, по соседству с пустырями Троещины. Там, на
Банкнотно-монетном дворе и Банкнотной фабрике НБУ, разрабатываются
основные элементы дизайна украинских денег. Руководители этих
подразделений впоследствии согласовывают все предложенные символы с
вертикалью чиновников НБУ и лично с его председателем.
Поэтому им, как никому другому, известно, на каком этапе вносится то
или иное предложение по дизайну банкноты. Они признают, что идея
поставить тре угольник с глазом родилась в НБУ. И утверждают, что
произошло это в отделе дизайна кузницы украинских денег. «Это
предложение группы наших художников, — вспоминает историю «пятисотки»
Руслан Арешкович, тогдашний гендиректор Банкнотно-монетного двора.
— Мы создали серьезный высокоинтеллектуальный отдел дизайна
Банкнотной фабрики, который работает над образом как портрета, так и
купюры в целом. Каждый, кому поручено заниматься банкнотой, садится за
книги и исторические материалы, анализирует их. В случае с купюрой
номиналом 500 грн. наши художники подобрали всю литературу, касающуюся
деятельности Григория Сковороды, и в числе прочих подали такое
предложение, которое было принято экспертным советом по вопросам дизайна
и защиты банкнот НБУ».
Подтверждает эту версию и Роман Гаврилюк, директор Банкнотной
фабрики: «Это задача художников, которую перед ними ставит НБУ.
Изначально Нацбанк (Департамент налично-денежного обращения — прим.
«ВД») задает только тему главного рисунка на основной и оборотной
стороне, т. е. портрета и здания. А мы уже наполняем банкноту различными
элементами так, чтобы они вписывались в дизайн и имели непосредственное
отношение к данному герою. Предварительно детально изучаем его
биографию и работы. К счастью, сейчас и в интернете можно многое найти».
Как оказалось, эту пикантную деталь г-н Гаврилюк сообщил неслучайно.
Ход мысли разработчиков действительно привел нас во Всемирную паутину.
Во время поисков группа художников опиралась на два основных источника
информации о символах, которыми пользовался бродячий философ. Первый —
сайт litopys.org.ua, содержащий двухтомник всех произведений Сковороды. В
одном из них («Діалог. Имя ему — Потоп зміин») имеется авторское
объяснение треугольника с глазом. Второй — фотокнига «Наш перворозум»,
выпущенная в 2004 г. издательством «Спалах». В ней разработчики
обнаружили рисунок треугольника, сделанный рукой философа. Символ на
купюре отличается от этого изображения лишь цветовой гаммой.
Имена художников, изобразивших этот знак на гривне, Нацбанк хранит в
секрете. Однако нам удалось узнать их фамилии из собственных источников.
По данным «ВД», дизайн банкноты создавали художники-графики Виталий
Козаченко, Андрей Кальченко, Юрий Кульбашник и два художника
компьютерной графики — Юрий Панфилов и Сергей Кугут.
Правда, связавшись с ними, мы убедились, что подтвердить версию
руководства они не готовы. Как, впрочем, и опровергнуть. Общаться с
журналистами на эту тему художники наотрез отказываются, опасаясь
увольнения. Как бы там ни было, а треугольник с глазом не мог появиться
на украинских деньгах без участия целого ряда высокопоставленных
руководителей НБУ (подробнее — см. «Чиновники, утвердившие банкноту со
«Всевидящим оком»).
Эскизы без этого элемента, предложенные художниками, они отвергли.
«Предлагается, как правило, несколько вариантов дизайна, даже не один и
не два, — поясняет Роман Гаврилюк. — Их обсуждают в рабочем порядке в
разных инстанциях Национального банка. Потом круг возможных вариантов
дизайна сужается, примерно с двумя выходят к председателю НБУ. После
консультаций с ним остается один вариант или же из двух вариантов
готовится третий, обобщающий, который в конечном итоге и утверждается».
К решению банкиров де-факто присоединились тогдашний президент Виктор
Ющенко, с которым председатель Нацбанка в обязательном порядке
советовался в вопросе дизайна новых купюр, и ученые. Общение с
последними предусмотрено секретной инструкцией НБУ по разработке
банкнот. Происходило оно преимущественно в форме переписки. Только в
некоторых случаях руководитель отдела художников лично с ними
встречался.
Их функция заключалась в том, чтобы подсказать Нацбанку, где искать
портреты и рисунки Сковороды и объяснить смысл последних. Вячеслав
Брюховецкий, почетный ректор Киево-Могилянской академии, где учился
философ, так описал взаимодействие с Национальным банком: «Обращение из
НБУ действительно было, на кафедру философии. Была целая переписка. Они
просили прокомментировать, что означают некоторые рисунки, а не
предложить их».
В ответ на официальный запрос «ВД» на имя Владимира Стельмаха Нацбанк
перечислил еще ряд научных институтов, поддержкой которых заручался. И
уточнил: «Предоставленные указанными учреждениями рекомендации
относительно авторских рисунков Г. Сковороды для использования их на
банкноте номиналом 500 гривен основывались на том, что эти рисунки
присутствуют в его рукописях и переписке и иллюстрируют его философские
взгляды. В соответствии с выводом Института философии имени Григория
Сковороды размещение рисунков Г. Сковороды на банкноте номиналом 500
грн. является вполне этичным, если это обусловлено художественными и
содержательными соображениями». Так, получив одобрение
Значение символа
Чтобы понять, что имел в виду философ, рисуя «масонский треугольник»,
«ВД» обратилась к его собственной трактовке. Сковорода использует
термин «египетский треугольник» и объясняет рисунок иносказательно:
«Каждый, кто с Пифагором разгадал фигурный треугольник, означающий
истину, тот видит, как в нем 3, 2 и 1 является одним и тем же». Значение
аналогичного изображения в «Полной энциклопедии символов» близко к
тому, о чем писал философ: «В сакральной геометрии форма равностороннего
треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий,
узнаваемое и узнавание — одно и то же: 3 в 1 и 1 в 3». Нацбанк, в свою
очередь, оперирует сразу несколькими трактовками рисунка Сковороды:
«трехсолнечное единство», «недремлющее око» и сковородинская идея «трех
миров» — макрокосмоса (мира), микрокосмоса (человека) и «символической»
реальности, которая объединяет первые два понятия.
Впрочем, все криптографические версии имеют такое же право на
существование, как и дискуссии о том, кому на самом деле принадлежит
загадочный знак. Он используется несколькими религиями и культурами, и
это дает основание сторонникам «религиозной версии» утверждать, что
Сковорода нарисовал именно христианский символ. Эту версию настойчиво
защищает доктор исторических наук Мария Дмитриенко. В статусе завотдела
специальных исторических дисциплин Института истории она консультировала
НБУ во время разработки пятисотгривенной купюры: «Мы оценивали общий
вид банкноты.
Очень современно она выглядит в контексте мировой символики. Не
придумывайте только, что этот треугольник — символ масонов. Это
«Всевидящее око», оно передает христианскую символику». Павел Вялов,
Великий Магистр Международного Ордена Святого Станислава, которому
приписывали масонскую деятельность, тоже склоняется к христианской
версии: «Христианская символика оперирует понятием «Око Господне» как
символом божественного всезнания, всеведения, мудрости, судьбы, промысла
божьего и провидения».
Зато настоящие масоны в этом символе видят «каноническую Дельту»
«вольных каменщиков» (подробнее — см. блиц-интервью с Достойным
Мастером, стр. 11). Тем более что одно из условий посвящения в братство —
вера в Бога, безотносительно к религии. А большинство символов ордена
пересекается с символами иудаизма и христианства. Наверняка двойной
смысл знака понимали и в НБУ.
Один из тогдашних заместителей председателя Нацбанка Александр
Савченко высказал «ВД» свои предположения на этот счет: «Сковорода был
интегрирован в популярные тогда философские школы, являлся членом
нескольких обществ. Кто-то называл их масонскими или рыцарскими, но
сейчас уже трудно сказать об этом что-то достоверно. Эти общества имели
свои знаки. Это было модно и соответствовало духу времени. Видимо,
Сковорода действительно видел в этой символике что-то особенное. Но не
думаю, что разработчики купюры понимали под этими символами нечто более
глубокое».
Как бы там ни было, а знак, изображенный на гривне, настолько же
христианский, иудейский или египетский, насколько и масонский. Хотя
настоящие масоны к его появлению на украинской банкноте имеют лишь
косвенное отношение. Представители Нацбанка в беседах с «ВД»
признавались, что утвердили «Всевидящее око», поскольку считали, что оно
осовременит дизайн купюры. Возможно, по аналогии с пирамидой на
долларе. Или треугольником на храмах Кубы. Теперь каждый, кто хоть раз
использовал купюру в 500 грн., непосредственно прикоснулся к одной из
самых странных тайн украинской финансовой системы.
|