Место народного избранника ценно вовсе не зарплатой 16 тысяч
гривен (хотя и эти официальные доходы нардепов раз в пять превышают
среднюю зарплату киевлян). Попав в парламент, человек «дорывается» до
заоблачных средств, границы которых определяются лишь его
предприимчивостью и желанием. Как
выяснила «Газета по-киевски», дополнительный доход одного парламентария
может составлять от нескольких тысяч до десятков миллионов долларов за
одно «продуктивное» заседание. Как сообщил «Газете... » источник в
Верховной Раде, за «халтуру» не берутся лишь 40–50 нардепов. Причем из
них действительно «идейных» – единицы. Остальные просто еще не
научились пользоваться своими возможностями. Лоббизм большой и маленький Итак, самым простым дополнительным заработком парламентариев считаются депутатские запросы или же обращения. –
За озвучивание той или иной проблемы в официальном письме от своего
лица нардепы могут получить в среднем от 2 до 10 тысяч долларов (если
информация прозвучит с трибуны – это оценивается дороже, просто
написать на бумаге – дешевле), – рассказывает «Газете по-киевски»
источник. – Из этой же серии заработка – регистрация
лоббистских законопроектов. Причем гарантия их принятия вовсе не
является условием сделки: для заказчика главное – «засветиться»,
депутат же получает свои «честно заработанные» 5-10 тысяч у. е., и
законопроекты «погребают» под кучей других документов. Но
если заказчик действительно преследует цель «протолкнуть» выгодный для
своего бизнеса закон, тогда ему нужно действовать по-другому: выходить
на руководство того или иного комитета, или же руководство фракций.
Причем отдельно за посреднические услуги в налаживании контакта между
бизнесменом и «нужным» парламентарием нардеп получает «гонорар», сумма
которого зависит от серьезности сделки. Иногда это пара тысяч у. е., а
иногда – 10% от суммы, которую хочет «сэкономить» предприниматель,
ратуя за смягчение налогообложения либо поддержку той или иной отрасли,
а это – уже миллионы долларов! – В данной ситуации гарантия
принятия законопроекта увеличивается практически до 100%, – продолжает
источник. – Ведь в руководство комитетов обычно входят влиятельные люди
во фракциях, которые и обеспечивают голосование своих партийцев. При
этом с простыми депутатами в данном случае никто не делится. Пакет «безлимитный» для депутатов –
Иногда роль посредника выполняет депутат, которого «делегируют»
представители бизнеса, заплатившие за его прохождение в парламент
нужную сумму, – продолжает источник. В этом случае сотрудничество
бизнеса с руководством комитетов упрощается: в сумму, заплаченную за
прохождение того или иного человека в Верховную Раду, как в
«безлимитный пакет», входит определенное количество законопроектов,
которые должны быть приняты с его приходом. – Более половины
всех экономических законопроектов, которые обсуждаются в парламенте, в
той или иной мере являются лоббистскими, – рассказывает «Газете
по-киевски» народный депутат минувшего созыва Евгений Филиндаш. –
Обычно за лоббизм в законах и в бюджете нардепы получают «десятину» –
то есть 10% от цены вопроса (это может быть поддержка той или иной
отрасли, финансирование строительства объекта). Филиндаш
считает такую практику недопустимой, поскольку она ведет к тому, что
государственная политика становится заложницей крупного бизнеса. Самой
же прибыльной считается продажа депутатского голоса за политические
решения в интересах чужих фракций: тут каждый отдельно взятый депутат
может заработать от 2 до 10 млн долларов. Правда, и риск здесь куда
больший, чем при лоббизме бизнес-интересов. Своеобразная, но все же
репутация для парламентариев не пустой звук: ненадежных «товарищей» в
следующий раз в список могут не взять ни свои, ни чужие. Плата за вход – до 15 млн Очевидно,
что доступ к вышеуказанным ресурсам открывается также за немалые
деньги. Так, по словам источника «Газеты по-киевски» в парламенте,
плата за место в списке во всех политсилах примерно одинаковая и
составляет несколько миллионов у. е. При этом в некоторых фракциях
кандидаты в депутаты платят за определенное место в списке, и если оно
оказывается непроходным – деньги ему не возвращаются. В других же
устанавливается такое правило: если человек не попадает в парламент,
часть суммы ему возвращают. – Обычно это меньше половины, –
говорит собеседник «Газеты... ». – Но не исключено и «кидалово», когда
деньги не возвращаются вообще. Иногда часть денег может быть
компенсирована наличием у кандидата медиа или административных
ресурсов, которые он обязуется предоставить в пользование политсилы. Не
позавидуешь тем силам, которые в выборах участвуют, но в парламент не
проходят: деньги, которые удалось сбить с желающих стать депутатами,
обычно уходят на избирательную кампанию, и в случае ее провала
возвращать их просто не из чего. – В этой ситуации
руководство политсилы вынуждено обивать пороги разных госучреждений с
просьбой устроить «нужных» людей на работу. Таким образом удается
возместить убытки, которые понесли эти люди, – заключает источник. Как
только депутаты занимают свои места в зале заседания, начинается драка
за комитеты: тремя наиболее престижными считаются бюджетный,
промышленный и банковский. Руководящие должности в них достаются не за
деньги, но по блату – в зависимости от степени влиятельности данного
депутата во фракции. – Несмотря на то, что суммы, которые
платятся за места в списке, кажутся огромными, они могут окупиться
буквально за одно-два «продуктивных» заседания, или же за «удачно»
продвинутую статью в бюджет. Ведь цена вопроса – это миллионы долларов,
– поясняет источник. Прайсы на депутатские услуги
Название услуги | Сумма, у. е. | Сколько депутатов на этом зарабатывают | Депутатский запрос, обращение | 2–10 тыс. | каждый второй | Свести нужных людей | 10% от суммы контракта либо фиксированная сумма по договоренности от 1–2 до 10–20 тыс. | каждый второй | Голосование за лоббистский закон (налогообложение, поддержка отрасли) | 10% от суммы контракта, либо фиксированная сумма, 200–500 тыс. | несколько десятков | Продвижение статьи в бюджет | 10% от суммы, выделенной на финансирование этой статьи | несколько десятков | Голосование за политические решения (в интересах чужой фракции) | 2–10 млн | единицы |
|