«Опросы проводятся с июля, их заказывают кандидаты, но не спешат
публиковать. Никому это сейчас не выгодно, но радикальных изменений в
цифрах нет», — поясняет Александр Вишняк, руководитель фирмы Ukrainian
Sociology Service. Но это затишье перед бурей, и уже через пару недель
опросы обнародуют. Причем эксперты прогнозируют, что наряду с
известными и хорошо зарекомендовавшими себя социологами появится
множество их лжеколлег — в кризис всем кушать хочется. И если у
малоизвестного кандидата есть лишних 10—12 тысяч гривен, ему с
легкостью нарисуют и даже озвучат на пресс-конференции нужный процент
(см. графику). Кстати, благодаря финансовому коллапсу цены на такие
«услуги» снизились по меньшей мере в два раза. ЛИПА?
Первый вал «социологических фонарей» (так называют липовую социологию)
или весьма похожих на них данных пошел в августе. Появлялись, к
примеру, подозрительные, по крайней мере с сегодняшних позиций, опросы,
согласно которым новым президентом Украины станет спикер Владимир
Литвин, который во втором туре должен обойти на 5,7% Юлию Тимошенко и
на 1,6% — Виктора Януковича. В середине августа другая соцфирма прочила
Арсению Яценюку рейтинг в 27,6% (выше, чем у Тимошенко и Януковича).
Мол, баллы младокандидата сильно выросли после его скандала с мэром
Ужгорода Сергеем Ратушняком. Кроме того, на рынке вновь всплыли
малоизвестные соцконторы, которые еще в 2008 году уверяли, что на
выборах мэра Киева победит бютовец Александр Турчинов с результатом
28,6% (в итоге он набрал 18,7%). Разыскать эти конторы «Сегодня» не
удалось: данных о них нет ни в интернете, ни в телефонных справочных
службах. А в информагентствах, где были озвучены два исследования,
никаких контактов «социологов» не осталось. Именитые социологи говорят,
что для «фонарей» такие фирмы никаких опросов вообще не проводят, а
просто рисуют с потолка цифры на бумаге. ЧЕРЕЗ ШТАБЫ. Вишняк
считает, что такие рейтинги рисуют в штабах, а затем легализуют через
левых людей или фирмы-однодневки: «Причем стараются, чтобы имя конторы,
которая якобы провела соцопрос, было созвучно с названием известной
социологической фирмы». В пресс-службах перечисленных нами кандидатов
нас уверили, что «ничего себе не заказывают и ничего не рисуют», а
почему эти фирмы им прочат такое светлое будущее, ответить
затрудняются. «ДЯДЕНЬКА СОЦИОЛОГ, НАРИСУЙ ЦИФРУ!» Во
время досрочных парламентских выборов в 2007 году «Сегодня» выводила на
чистую воду горе-социологов. Мы заплатили $4 тысячи руководителю
Института политических и социсследований Владимиру Бондаренко, чтобы он
«нарисовал» 2,5% Христианскому блоку. Институт был выбран из числа
малоизвестных соцслужб. Разговор мы записали на диктофон, а передачу
денег еще и на видео. Напомним, вскоре состоялась пресс-конференция, на
которой г-н Бондаренко озвучил заказанную нами цифру. С тех пор он
соцопросами не злоупотреблял, но мы все же решили снова обратиться к
нему и на этих выборах. Вчера мы представились сотрудниками штаба
одного из кандидатов в президенты с очень невысоким рейтингом и
спросили, можем ли заказать опрос. «Понимаете, не хотелось бы, чтобы
наш рейтинг был совсем низким», — робко сказали мы. «Я понял, на что вы
намекаете. Мы сможем с вами лично встретиться и все обсудить», — сказал
социолог. Возможно, он хотел при встрече дать нам советы, как лучше
вести кампанию, но, может, после разоблачения сделал выводы: стал
осторожнее и по телефону такие вещи не обсуждает.
| |